Как известно, начало нового календарного года сопровождается обнародованием итогов деятельности той или иной организации за прошедший календарный год.
Федеральная служба судебных приставов не стала исключением и так же, как и многие другие государственные или негосударственные службы, предоставила отчет о проведенной в прошедшем 2017 году деятельности.
С учетом того, что служба приставов призвана контролировать законность действий коллекторов, большинство обращений со стороны населения связаны именно с этим вопросом.
Так по итогам 2017 года Федеральной службой приставов было получено и рассмотрено около 17 тыс. заявлений граждан, с жалобами и претензиями к коллекторам, коллекторским агентствам и другим организациям требующим вернуть финансовые долги от заемщиков. Однако из всей массы обращений, связанных с процессом взыскания и погашения накопившихся долгов, только 806 штук получили статус обоснованных и были в дальнейшем удовлетворены.
Дело в том, что приставы принимают к рассмотрению и удовлетворяют только те заявления, которые имеют под собой законодательную почву.
Законодательная база
Законность деятельности проводимой коллекторами с 2016 года регулируется ФЗ №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», а также изменениями в ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В статье 4 «Способы взаимодействия с должником» четко прописаны все законно разрешенные действия для человека, занимающегося взысканием долгов.
Если же специалист из коллекторского агентства нарушает права должника, последний может обратиться с соответствующей жалобой в службу приставов.
Почему приставы отклоняют так много заявлений на колекторов?
Следует сразу заметить, исходя из статистки Федеральной службы судебных приставов, которая получила порядка 16,5 тыс. жалоб за прошедший 2017 года, заявления на коллекторов занимают 35,2%. И это всего лишь второе место. Первенство по количеству жалоб от граждан принадлежит микрофинансовым организациям. Именно на долю МФО приходится 37,7% всех претензий. На третьем месте располагаются банки – 14,8% обращений. А на четвертом месте стоят жалобы и заявления на иные физические или юридические лица – 12,3%.
Однако, как было сказано выше, всего лишь 806 заявлений граждан были удовлетворены.
Главная причина столь маленького процента признанных законными заявлений юридическая неграмотность граждан, обращающихся в ФСПП.
Поэтому, следует понимать, что прежде, чем обратиться с заявлением в службу приставов, стоит самостоятельно или при помощи юриста изучить свои права и обязанности.
Основные допускаемые гражданами ошибки
Ведущей распространенной ошибкой является мнение о том, что принятый закон о коллекторах вообще запрещает ведение в Российской Федерации какой-либо коллеторской деятельности.
Большинство заемщиков очень часто даже не подозревают о том, что деятельность по выдаче срочных займов имеет под собой также законодательно закрепленную базу.
Как следствие незнание основных законодательных актов касаемых оформления, выдачи, использования и погашения потребительских кредитов приводит к появлению огромного числа жалоб со стороны должников на всевозможные финансовые организации, желающие вернуть выданные ранее деньги обратно.
Что законно, а что нет?
Для этого необходимо самостоятельно или с помощью юриста ознакомиться со следующими законами:
- законом о коллекторской деятельности;
- законом о потребительских кредитах;
- законом об использовании персональных данных.
Так же следует запомнить, что по поводу разглашения персональной информации жалобу надо направлять не в ФСПП, а в Роскомнадзор. В Роскомнадзор следует обращаться и тогда, когда гражданина необоснованно беспокоят с требованиями вернуть чужой долг из-за неверно указанных в кредитном договоре контактных данных.
Жаловаться на то, что коллекторские организации существуют и ведут деятельность по взысканию просроченной задолженности, не имеет смысла. Закон не запрещает существование подобных организаций.
Следует помнить и о том, что третьих лиц коллекторы могут беспокоить только в том случае, если получено:
- согласие заемщика;
- согласие самого третьего лица.
При этом, прежде чем жаловаться в ФСПП необходимо сначала потребовать отозвать заявление друга или родственника указавшего контактные данные гражданина против его воли. А также непосредственно поставить в известность коллекторское агентство о том, что гражданин против сотрудничества с данной организацией по вопросу взыскания долга с должника.
Если же жаловаться по поводу беспокойства коллеторами своих близких или друзей в ФСПП хочет сам должник, он должен понимать, что сам дал разрешение на подобные действия при оформлении договора. Поэтому первым шагом на пути решения данной проблемой является поход в финансовую организацию с заявлением об отзыве согласия на использование контактов ранее указанных заемщиком третьих лиц.
В каком случае следует жаловаться в ФСПП?
Заявление в ФСПП можно подать в том случае, если деятельность коллектора нарушает законодательно установленные права должника.
Одной из таких причин может быть превышение коллектором разрешенного по закону количества телефонных звонков.
Также в ФСПП оперативно отреагируют на жалобу, содержащую документальные подтверждения угроз и попыток незаконного воздействия на должника.
Однако, служба приставов работает только с обращениями на коллеторские агентства официально включенные в реестр. В том случае, если угрозы поступают со стороны физических или юридических лиц, отсутствующих в реестре, обращаться с заявлением и всеми имеющимися документальными подтверждениями следует в органы внутренних дел. Дело в том, что организации и лица не учтенные в реестре ФСПП относятся к незаконным, а следовательно попадают под поле деятельности уже непосредственно ОМВД.
Срочные займы
Другие статьи
Как физическому лицу удержать долг с зарплаты заемщика
Как общаться с коллекторами
Карты с кэшбэком: что это такое и как выбрать
Зачем банки начали открывать собственные МФО
Банкиры нашли способ предоставлять потребителям кредиты под высокие ставки в обход ограничений Центробанка. Они делают это посредством собственных МФО. Расскажем, что нужно знать заемщикам относительно новой схемы кредитования наличными и каких моментов нужно опасаться. Под видом банковских кредитов Проживающему в Архангельске Вячеславу Яковленкову, являющемуся клиентом Банка ХКФ, его финорганизация предложила кредит наличными. Господин Яковленков, который […]
Оставить отзыв